Часто на руках балийцев мы видим нитяные браслеты, где переплетены красная, белая и черная нити. Кто-то из туристов ищет места, где можно повязать такие браслеты, считая их талисманами "на исполнение желания". А какой смысл эти браслеты несут для балийцев?
 
Такой браслет из нитей трех цветов называется Тридату. "Три" - от слова "три", которое является универсальным во множестве индоевропейских языков. И "дату", что можно перевести как "сила" или "энергия".
 
В переплетении цветов красный относится в индуистскому богу Брахме, создателю мира, который почитается в центральных деревенских храмах на Бали типа Пура Деса.
 
Черный символизирует хранителя и защитника мира бога Вишну. Его почитают в храмах Пура Пусех, которые располагаются в деревнях на стороне, обращенной к Агунгу.
 
Белый цвет является символом бога Шивы, разрушителя и преобразователя. Шиве посвящены храмы Пура Далем, которые располагаются в деревнях на стороне, обращенной к океану.
 
Еще это триединство называют Тримурти и считается, что три соединенные в нем бога являются манифестациями верховного балийского бога Сангхьянг Видхи Васа (Sanghyang Widhi Wasa).
 
Другое, более упрощенное толкование сочетания цветов это — отражение процесса взаимосвязи рождения, жизни и смерти в мире.
 
Иногда такие Тридату носятся балийцами не только на запястье, но и на шее как ожерелье.
 
На Бали существует легенда о появлении таких браслетов. В 14 или 15 веке правитель Бали Далем Вату Ренгон (Dalem Watu Renggong) победил правителя Нуса Пениды Далем Бунгкута (Dalem Bungkut). Они заключили соглашение по которому Далем Бунгкут отдавал Нуса Пениду в управление Далем Вату Ренгону. Но при этом он просил защитить индуистов, которые отличились преданностью богу. Именно таким богопослушным гражданам были повязаны браслеты Тридату на Нуса Пениде в храме деревни Пед (Pura Dalem Ped).
 
В наше время Тридату является общебалийским символом, который могут носить любые хинду. Сейчас по представлениям балийцев браслеты повязываются для защиты от негативных сил, чтобы избежать несчастий и вести себя более мудро.
 
Балийцы считают, что браслет может защитить от видимых несчастий, которые являются отражениями явного, видимого мира - "секала", например от дорожных происшествий, краж. Кроме того балийцы верят и в способность защиты с помощью браслета от негативных сил. Эти силы могут появиться из неявного, скрытого от глаз мира, называемого "нискала". Негативные силы, которые вредят людям от скрытого мира — демоны, оборотни-леяки, колдовство и яды.
 
В настоящем церемониальном браслете из храма нити должны быть свиты по спирали, а не так как это делается при переплетении косички или плетении фенечек.
 
Браслеты изготавливаются священниками на специальной церемонии, которая проводится в благоприятные для этого даты. И в дни праздников после молитв и благословений балийцы получают такие браслеты в храме. Считается, что его нужно носить до тех пор, пока он сам не обветшает и не спадет с руки.
 
Балийцы носят браслет на правой руке, которая считается правильной и чистой. По поверьям, если носить тридату на левой руке, он потеряет свою магическую силу.
 
Иногда в браслет вплетаются или нанизываются на него кепенги, китайские монеты, которые являются важным талисманом в балийской культуре. Кепенги свободно использовались на Бали до середины 20 века для денежных расчетов. Считается, что носитель тридату с кепенгом находится под защитой четырех богов (Панчадева), покровительствующих четырем сторонам света, и еще одного центрального.
 
Иностранцам браслеты Тридату пришлись очень по душе. Такие украшения можно купить в сувенирных лавках и в интернет-магазинах. Духовенство Бали не протестует против ношения Тридату неиндуистами, потому что в священных балийских писаниях лонтарах нет информации против такой практики. Авторитетный балийский духовный источник по вопросу такого использования — писание Агастья Парва (Agastya Parwa).
 
Основное ограничение на ношение тридату состоит в том, что их нельзя носить на ноге, поскольку этим можно оскорбить набожных индуистов, поскольку в этой религии ноги считаются нечистыми и размещать на нечистом месте символику бога — недопустимо.

Leave a Comment