Для человека, непосвященного в балийскую культуру, информация о подпиливании зубов на Бали вызывает в худшем случае шок, а в лучшем случае недоумение. Да, этот древний ритуал дожил до наших времен и до сих пор через него проходят почти все балийцы.
 
Названий у этой церемонии несколько. Кто-то называет ее мататах (matatah) от балийского натах — вырезать. На высоком балийском языке для нее используется слово мапандес (mapandes) или масангих (masanggih), от слова сангих — подпиливать. Соответственно человек, который выполняет такую процедуру, зовется сангинг (sangging).
 
Подпиливание зубов, наряду с пренатальными и натальными церемониями, ритуалами для младенцев и свадьбой относятся к категории ритуалов мануса яджна, которые сопровождают всю жизнь человека. Среди них есть пять самых важных — Панча Яджна, которые должен пройти каждый балиец, чтобы обеспечить правильное прохождение своего духа от рождения до смерти и к дальнейшей реинкарнации.
 
Один из самых благоприятных периодов для подпиливания зубов — вступление в зрелость. В случае девушек — это совпадает с началом менструаций, а в случае юношей - с изменением голоса. Церемония подпиливания зубов указывает на то, что ее участник вступает во взрослый период жизни.
 
фото: ayumitha.02
 
Но если у семьи не нашлось достаточно денег на организацию этого ритуала, его откладывают. Например, до свадьбы или даже позже. Бывало в прежние времена, что человек умирал с неподпиленными зубами и тогда церемонию мататах приходилось проводить на покойном.
 
Но религиозный совет Бали Парисада Хинду Дхарма (Parisada Hindu Dharma Indonesia Pusat) постановил, что на покойных церемонию подпиливания проводить необязательно.
 
Почему мататах так важен и в чем суть этой операции?
 
Балийцы привыкли с отвращением смотреть на грубое поведение, грубую внешность и грубые чувства. Слово "касар", которое используется в основном для обозначения понятия "грубый" может также использоваться и для понятий "плохой" или "злой". Противоположностью ему является слово "алус" (alus, halus) - утонченный.
 
фото: ayumitha.02
 
Звери с точки зрения балийской культуры грубы. Любое проявление животного поведения считается недостойным и недопустимым. Младенцам не разрешают ползать на четвереньках, чтобы он не напоминал животное. Для описания поведения животных и действий животных в балийском языке есть особые слова. И было бы грубостью использовать эти же слова по отношению к человеку.
 
Балийский индуизм очень символичен. И одна из характеристик, которая символизирует животную грубость — это острые клыки людей, напоминающие клыки животных. Балийцы считают, что если человек хочет избавиться от грубого поведения, совершенно естественным было бы совершить символический акт в виде подпиливания острых животных клыков.
 
фото: beritasatu
 
Согласно традиции, наиболее благоприятно вызывать на такую церемонию священника из касты брахманов. Но в настоящее время люди из низших каст поручают подпиливание зубов балианам — то есть шаманам низшей касты. При том, что физическое действие подпиливания, достаточно важно, больше значения уделяется духовной стороне ритуала — то есть борьбе с шестью негативными привычками "сад рипу" (sad ripu) или "шестью врагами".
 
Балийцы считают, что поведение человека контролируется тремя стихиями или "гунами". Гуна Сатвам порождает спокойное, тихое поведение, честность, мудрость, правоту и достойное поведение. Гуна Раджас — порождает динамичное, похотливое, насильственное поведение. Гуна Тамас — делает человека пассивным и ленивым.
 
Считается, что "шесть врагов" - это порождения двух последних гун, которые ведут человека к печали и страданиям и в этом мире и в последующих. Среди них
 
- кама (kama) - похотливость
- лоба (loba) - жадность
- кродха (krodha) - гнев и раздражительность
- мада (mada) - пьянство и безумие
- моха (moha) - беспорядочность и высокомерие
- матсария (matsarya) - ревность и зависть
 
фото: ayumitha.02
 
Если уменьшить влияние этих шести недостатков в человеке, он сможет жить здоровой и сбалансированной жизнью и быть добрым членом семьи и общины, а его поведение обеспечит ему хорошую реинкарнацию в последующей жизни.
 
В бамбуковом писании Бали, лонтаре Пуджа Калапати (Puja Kalapati), записано: "Человек, который не прошел мепандес, не сможет встретить духов предков, которые стали святыми". А в лонтаре Атма Прасангса (Atma Prasangsa) указано: "Духи тех, кто не прошел церемонию подпиливания зубов, будут наказаны богом Ямадипати (Yamadhipati)". А в писании Смарадахана (Smaradahana), сообщается, что Бхарата Гана, сын бога Санг Хьянг Шива, не мог победить своего врага, гиганта Ниларудрака, пока не сломался один из его клыков.
 
На церемонию считается правильным тратить большие деньги, украшать дом, приглашать гостей, музыкантов, делать дорогие подношения.
 
Мататах повлиял на балийское эстетическое восприятие. Большинство балийцев и в наши дни не считают обычные зубы с клыками красивыми. Покровителем этого ритуала считается бог красоты Дэва Карма или Санг Хьянг Семара Ратих. Он объединяет в себе и мужское и женское начало.
 
Кроме этого, считается, что Дэва Карма приносит успех во всех начинаниях, излечивает болезни, отгоняет злых духов и приносит красоту цветам.
 
Место, где проводят мататах называется "бале гадинг", то есть павильоном слоновой кости. Гадинг означает "слоновая кость", но также это слово и означает "клыки".
 
Балийцы уверены, что помимо того, что эта церемония помогает побороть "шесть врагов", она делает человека более привлекательным для противоположного пола.
 
фото: ayumitha.02
 
При определении даты мататах балийцы всегда справляются о благоприятном дне у священника. Когда дата определена, составляется список приглашенных. Поскольку это действительно знаменательное событие, количество гостей может доходить до ста или даже более человек.
 
Конечно, в зависимости от достатка семьи количество гостей и масштаб проведения мероприятия могут увеличиваться или сокращаться.
 
Довольно часто в мапандес входят следующие ритуалы.
 
Магуми Паданган (Magumi Padangan) - проводится на кухне и указывает на то, что балийцу вступившему в зрелый возраст нужно будет справляться с хозяйственными обязанностями по дому.
 
Нгекеб (Ngekeb) - состоит в обещании человека контролировать свои импульсы, особенно негативные.
 
Мабхьякала (Mabhyakala) - церемония проводится во дворе дома и направлена на очищение человека от негативных элементов Бхута Кала, которые могут зарождаться как внутри человека, так и приходить извне.
 
фото: wayahan.blogspot
 
Также церемонии связанные с подпиливанием зубов включают в себя такие важные этапы как:
 
- Просьба к богу Хьянг Гуру о разрешении провести церемонию подпиливания зубов.
- Поклонение родителям в форме простирания перед ними, воплощающими в себе богов Санг Хьянг Ума и Шива как верховных матери и отца.
- Обращение к святой воде (Memohon Tirtha) как символу благосостояния, счастья и бессмертия.
- Нграджах гиги (Ngrajah gigi) - символическое нанесение на зубы божественных знаков, которые проведут человека по жизни и обеспечат его надлежащее поведение.
- Собственно подпиливание зубов.
 
 
В день церемонии павильон бале в семейном дворе украшается праздничной позолоченной тканью. Гости приходят с подарками и им выдаются угощения в то время как параллельно готовится праздничная еда.
 
Главные участники церемонии, те, кому будут подпиливаться зубы, одеты в самые изысканные традиционные одежды. Юноши люди носят сонгкет — саронг из золотой парчи и церемониальный кинжал крис. Девушки — носят традиционные балийские камбены, обернутые вокруг их тел в несколько слоев. Их головы украшают позолоченные короны с цветами. И юноши и девушки при этом могут носить макияж.
 
@paramaharja
 
@mamykokonokokoro
 
@ennywijaya73
 
Священник благословляет участников святой водой. Считается, что во время церемонии зубы на время "убиваются", что является моментом слабости для участников, которым нужна особая защита на период ритуала. Поэтому друзья и родственники стоят рядом и поддерживают участников, отгоняя от них злых духов.
 
фото: kuuan
 
Священник открывает желтый кокос, выливает из него воду и изображает на нем магический символ онгкара. Раскладываются инструменты, участники ополаскивают рты и делается подношение богам чананг ойодан. Участники держат руки в молитвенной позе у груди, чтобы получать благословение. Юноши откладывают крисы. Участники снимают сандалии, забираются на ложе и принимают мантры и благословение святой водой. После этого их укрывают церемониальной тканью.
 
Сангин кладет небольшой цилиндр из сахарного тростника в рот участника, чтобы челюсти держались открытыми.
 
фото: baliekbis
 
Сангин может шутить со своим "пациентом", чтобы отвлечь его от неприятных ощущений.
 
Подпиливанию подвергаются только верхние зубы — два клыка и четыре резца между ними. Итого шесть — как раз по одному на каждое из шести негативных качеств человека.
 
фото: wayahan.blogspot
 
Объем подпиливания остается на усмотрение участника. Работа может быть чисто символической и состоять из пары проходов инструмента. Некоторые люди используют этот ритуал для действительно серьезного выравнивания линии зубов. Тогда священник периодически дает участнику зеркало, чтобы тот мог проконтролировать результат.
 
фото: beritasatu
 
По окончании операции участники сплевывают в желтый кокос. Если пошла кровь, то священник использует лист бетеля. После символической церемони оживления зубов мантрой, участники споласкивают рты смесью их меда, сандаловой пудры, лайма, турмерика, ореха ареки, листа бетеля, гамбира и воды. Часть проглатывается, а часть сплевывается в кокос.
 
фото: @diahmayuni46_
 
Далее считается правильным поменять одежду для продолжения церемоний, потому что считается, что в прежней одежде прошел обряд символического "умирания". Затем проводятся молебны в семейном храме.
 
@griya_imagery
 
После церемонии участника кормят особой едой падамал (padamal), которая сочетает в себе шесть вкусов — паит (pait) горький, манис (manis) сладкий, пакех (pakeh) соленый, лалах (lalah) острый, масем (masem) кислый, ньянглух (nyangluh) подпеченный. И в течение трех последующих дней участник воздерживается от горячей еды.
 
фото @mansri_t
 
Желтый кокос с церемонии должен быть захоронен около домашнего храма. Это считается гарантией того, что его сила будет находиться рядом с участником церемонии в течение жизни.
 

Leave a Comment