Расколотые ворота Чанди Бентар — это один из самых классических визуальных символов Бали.
 
Чанди Бентар обычно находятся у входов в религиозные сооружения, королевские дворцы или кладбища. Но в последнее время все больше светских объектов используют Чанди Бентар в своей архитектуре. Яркий пример того — входные ворота на пляж в Куте или ворота гольф-резорта Бали Хандара.
 
Чанди бентар представляют собой симметричные ворота в форме силуэта балийского храма, разделенные посередине. При этом, чтобы пройти через них, человеку обычно требуется подняться на несколько ступеней вверх. Такие ворота встречаются не только на Бали, но и на Яве, откуда династия Маджапахит некогда принесла на Бали культуру, а также на Ломбоке.
 
Существует несколько стилей Чанди бентар — от простых гладких, сделанных из красного кирпича в стиле династии Маджапахит в Чиребоне, Демаке на Яве, покрытых штукатуркой раздвижных ворот во дворце Кайбон в Бантене, Суракарта и Джокьякарте также на Яве до богато декорированных ворот балийских храмов и дворцов.
 
ворота в храме Лемпуянг; фото: @islandtravelbali
 
Чанди бентар не служат какой-либо защитной цели, они были изначально разработаны, чтобы не иметь дверей.
 
Символика этих ворот объясняется по-разному.
 
По некоторым версиям эти ворота напоминают священную гору Меру, которая была разделена на две ровные части. Меру — мифологическая гора, где обитают боги. Она появляется не только в индуистской мифологии, но и в джайнских и буддийских историях.
 
По другим версиям, обе стороны расколотых ворот представляют балийскую концепцию двойственности и важность поддержания баланса между темными и светлыми силами.
 
Некоторые культурологи считают, что Чанди бентар служат только для эстетических целей, чтобы создать ощущение величия перед входом в храм.
 
Ворота Чанди бентар (не имеющие верхней перекладины или арки) и Падуракса (выполненные в форме арки с дверями) - важная составляющая часть балийского и яванского храма.
 
Оба вида ворот разделяют пространства с различной степенью сакральности в пределах храма. Чанди бентар, как правило, отмечает границу между внешним миром и внешним двором балийского храма (ниста мандала).
 
Падуракса, как правило, служит границей между средним двором храма и (мадья мандала) и внутренним, самым священным двором (утама мандала).
 
ворота Падуракса в храме Лемпуянг; фото: wanderersandwarriors
 
В балийских храмах проводится множество ритуалов и ворота Чанди бентар часто становятся колоритным фоном для церемоний сакральных танцев. Отдельные, более сакральные по уровню танцы проводятся во внутреннем дворе храма, и тогда ворота Падуракса становятся визуальной доминантой величественной церемонии.
 
Считается, что традиция создания ворот Чанди бентар зародилась около 13-14 в индуистский период яванских великих династий Сингасари и Маджапахит.
 
Самые древние ворота Чанди бентар из существующих ныне были найдены археологами в Тровулане — древней столице династии Маджапахит. Они были названы Врингин Лаванг — или "ворота баньянового дерева".
 
Врингин Лаванг; фото: kekunoan.com
 
Распространение Чанди бентар было связано с влиянием эстетики династии Маджапахит на яванскую и балийскую архитектуру.
 
Но и после распространения ислама на Яве ворота Чанди бентар продолжали использоваться.
 
Мечеть Менара Кудус (Menara Kudus) 16-го века, одна из старейших мечетей на Яве, до сих пор имеет в своем составе Чанди бентар, обозначающий вход в комплекс мечети. Мусульманский кладбищенский комплекс Сенданг-Дувур (Sendang Duwur) в деревне в Восточной Яве, содержит и Чанди Бентар и Падураксу.
 
Мечеть Менара Кудус; фото: alif.id
 
В наше время строительство Чанди бентар поощряется правительством Индонезии как форма региональной идентичности.
 
Правительство провинции Бантен на Яве, поощряет строительство Чанди бентар — по образцу ворот дворца Кайбон, особенно тех, что расположены вдоль главной дороги.
 
В городе Чиребон, в Западной Яве, краснокирпичные ворота Чанди бентар стали фирменным стилем города.
 
Чанди бентар также отмечают входы к различным гражданским зданиям, например они воздвигнуты в международном аэропорту Сукарно-Хатта в Джакарте.
 
Количество ворот Чанди бентар на Бали не перечесть, но среди них есть особенно величественные, искусно украшенные и любимые туристами.
 

1. Храм Лемпуянг (Pura Lempuyang)

фото: @chelseakauai
 
Храм Лемпуянг — одно из самых популярных мест среди инстаграмеров, прибывающих на остров. Если вы хотите запечатлеть себя в этих воротах, будьте готовы выстоять в очереди несколько часов.
 
Изюминка этих ворот — вид на вулкан Агунг, открывающийся между половинками Чанди бентар в ясную погоду.
 
Кстати, если вам необязателен вид на Агунг, а просто нравится эстетика ворот, вы можете обойти их с обратной стороны и сфотографировать их снизу без очередей.
 

2. Гольф-клуб Бали Хандара (Bali Handara Gate)

фото: @tropicalislandidea
 
Ворота отмечают въезд на территорию гольф-резорта в горах. Раньше сюда беспрепятственно и бесплатно мог приехать любой желающий. Но после того как ворота обрели инстаграм-популярность, к ним приставили менеджера, собирающего деньги за фотографирование.
 

3. Храм Бесаких (Pura Besakih)

 
Храм Бесаких считается главной индуистской святыней на острове. И ворота Чанди бентар здесь очень необычные и непохожие по форме на какие-либо другие.
 

4. Пляж Куты

фото: Debbie Gunn
 
Этот пляж самый массовый и популярный на острове. Каждый день через него проходят тысячи туристов.
 
Ворота Чанди бентар выглядят особенно впечатляюще на фоне голубой стихии океана и волн, бушующих вдали.

Leave a Comment