На острове Бали храмов больше, чем домов. По некоторым оценкам храмов не менее 50 000.

Поначалу в это трудно поверить, но храмы на Бали буквально повсюду.

Не только большие и монументальные. Но и храмы деревень, водные храмы, храмы гор и даже домашние храмы.

Термин пура (pura) происходит от санскритского слова (-pur, -puri, -pura, -puram, -pore), означающего "город", "город-крепость", "возвышающийся город" или "дворец". Он пришел во время индианизации Юго-Восточной Азии и распространения индуизма. В балийском языке термин "пура" стал относиться к религиозному храмовому комплексу, а термин "пури" — к дворцу, резиденции королей и знати.

Индуизм основан на идее единого космического порядка, который распространяется на каждый аспект Вселенной. Этот всеобщий организующий принцип называется дхарма (dharma).

Центральное место в этой системе занимает идея трехстороннего деления Вселенной (tri loka), состоящей из подземного мира бхур (bhur), с демонами и злыми духами; мира людей бувах (buwah); и небес свах (swah), где живут боги и обожествленные предки.

Балийский храм, или пура, тесно связан с числом три. Он разделен на три двора или пространства. В каждом храме есть места поклонения трем выдающимся божествам индуизма: Брахме, Вишну и Шиве. И в каждой балийской деревне существует "система трех храмов".

Каждая балийская деревня имеет свои храмы Пура Деса (Pura Desa), Пура Пусех (Pura Puseh) и Пура Далем (Pura Dalem).

Храм Пура Деса является храмом местных духов, а также бога Брахмы. Он обычно расположен в середине деревни.


храм Пура Пусех Батуан; фото: Keir Gravil

Храм Пура Пусех посвящен богу Вишну и основателям деревни. Он обычно расположен с той стороны деревни, которая находится ближе к горе Агунг.


храм Пура Далем Падангтегал в Убуде; фото: Hitesh Sawlani

Храм Пура Далем называют "храмом мертвых" и, как правило, он находится на стороне деревни обращенной к морю. Храмы Пура Далем, как правило, посвящены Шиве или родственным божествам, таким как Кали, Дурга или даже Рангда. Тем не менее эта тема смерти не совсем мрачна, поскольку эти разрушительные силы считаются необходимыми для растворения нечистот, злых существ и земных иллюзий.

Расположение храмов Пура деса и Пура далем можно объяснить тем, что на Бали горы считаются самой священной частью острова, а море считается местом нечистот и зла.

Храмы Пура Пусех, Пура Деса и Пура Далем — это минимум, который должна иметь любая деревня на Бали. Есть и другие разновидности храмов.

Пура Кахьянган Джагад (Pura Kahyangan Jagad)


храм Пура Бесаких; фото: ERiN SiTT

К этой категории относятся храмы, которые расположены в горной части острова, на склонах гор или вулканов. Горы считаются священным магическим царством с духами и обителью богов. Самым важным Пура Кахьянган на Бали является комплекс Храм Пура Бесаких на склонах горы Агунг.

Пура Тирта (Pura Tirtha)


храм Тирта Эмпул; фото: Patrick Foto

"Водные храмы" выполняют функцию управления водой как часть ирригационной системы Субак. Священники в этих храмах имеют полномочия управлять распределением воды между рисовыми полями в деревнях, окружающих храм. Некоторые храмы Пура Тирта известны своей священной водой и наличием священного бассейна для ритуалов омовения. Типичный пример такого храма - Пура Тирта Эмпул (Pura Tirta Empul).

Другие водные храмы построены в озерах, как например Пура Улун Дану Братан.

Пура Праджапати (Pura Prajapati)

Этот тип храма создается для поклонения Праджапати ("властелину людей") или космической мощи. Чаще всего в этом храме поклоняются Шиве в его форме как Праджапати.

Пура Сегара (Pura Segara)


храм Танах Лот; фото: ben_leash

"Морские храмы" строят у моря, чтобы успокоить богов моря. Они используются во время ритуалов Меласти. Одним из примеров такого типа храмов является Пура Танах Лот и Пура Улувату.

В балийской деревне есть не только храмы для каждого бога Тримурти, или божественной индуистской троицы. Три главных бога также получают свое место в каждом отдельном храме. Оно может быть представлено в виде трех высоких башен с соломенными крышами. В этом случае самая высокая из них, скорее всего, будет представлять Шиву.

Божественная троица также иногда представлена ​​цветом: красный означает Брахму, черный — Вишну, а белый — Шиву.

Номер три также играет важную роль в общей планировке каждого отдельного храма на Бали. Войдя в храм, вы сначала окажетесь в Джаба Писан, промежуточном пространстве, которое действует как мост между священным пространством и внешним миром.

Следующий двор - Джаба Тенга, где во время фестиваля могут проходить выступления оркестра гамелан.

Наконец, самая священная и самая внутренняя область храма - Джеро (jero) или Джероан (jeroan). Это место, где расположены главная башня и самые важные реликвии, которыми может обладать храм.

Балиский храмовый комплекс представляет собой метафору индуистского космоса — три двора, повторяющие трехчастную природу Вселенной, причем каждый восходящий уровень представляет более высокое состояние чистоты и святости.

Отдельные святыни или башни внутри храма также могут быть разделены на три части, представляющие "три мира": подземный мир, царство людей и небеса.

Среди десятков тысяч храмов на Бали есть девять конкретных храмов, которые считаются наиболее важными. Балийцы считают, что эти особые храмы помогают сбалансировать силы всего острова.

Посещая храм, вы встретите всевозможные сложные ворота, святыни или другие интересные постройки. Среди них будет много вариаций.

Например, в некоторых храмах есть специальные святыни, посвященные определенным божествам за пределами Тримурти. Кроме того, вы, вероятно, заметите несколько крытых павильонов на территории храма. Они могут служить для представлений гамелана или деревенских собраний.

У всех балийских храмов есть одна общая черта: они все открыты небу. Балийцы объясняют это тем, что боги, призванные во время специальных церемоний, могут спуститься с небес в храм, а потом вернуться домой.

Чанди Бентар (Candi Bentar)


чанди бентар в храме Лемпуянг; фото: Enrico Strocchi

Когда вы подходите к храму, первое, что вы заметите, это чанди бентар, или расколотые ворота. Эти ворота напоминают священную гору Меру, которая была разделена на две ровные части.

Меру — мифологическая гора, где обитают боги. Она появляется не только в индуистской мифологии, но и в джайнских и буддийских историях.

Обе стороны ворот представляют балийскую концепцию двойственности и важность поддержания баланса между темными и светлыми силами.

Падуракса (Paduraksa)


фото: Jorge Láscar

Большинство храмов содержат внутренние ворота, известные как падуракса или кори агунг. Эти ворота отделяют различные области внутри храма, например джаба писан от джаба тенга.

В отличие от чанди бентар, эти ворота не разделены на две части. На них вы, вероятно, найдете лицо Бхомы, балийского бога джунглей. Хотя существо может выглядеть жестоким, оно просто действует как защитник, отпугивая злых духов от проникновения в более святые части храма.

Меру (Meru)


храм Пура Таман Аюн; фото: Sheldon Wood

Помимо ворот храма, наиболее отличительной чертой балийских храмов являются их многоярусные пагоды с разным количеством соломенных крыш. Они расположены в самой святой и самой внутренней части храма. Эти башни также символизируют гору Меру.

Разные башни могут быть посвящены разным богам, а иногда даже отдельным людям или местным горам. Башни Меру имеют 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов. Эта последовательность чисел считается священной не только на Бали, но и в культурах всего мира. Говорят, что важность балийского храма может быть более или менее определена высотой его самого высокого меру.

Кулкул (Kulkul)


кулкул в храме Рамбут Сиви; фото: Alain Secretan

Кулкул — это башня с колоколом. Он используется для вызова участников на деревенские собрания или объявления о смерти. Во время специальных церемоний, когда, как полагают, боги или духи спускаются на храмовый комплекс, кулкул объявляет о прибытии божества.

Сам колокол свисает с потолка соломенной крыши. Обычно это полый деревянный цилиндр с прорезью посередине, который ударяется специальным молотком.

Падмасана (Padmasana)


падмасана в храме Пура Джаганата (Pura Jagatnatha) в Денпасаре; фото: David Stanley

Балийский индуизм является монотеистической религией. Верховный бог балийцев известен как Санг Хьянг Видхи Васа. Балийцы используют для бога то, что называют падмасаной или пустым троном, на котором, как говорят, восседает Видхи Васа.

Падмасана уникальна для Бали, и вы не найдете ее в других индуистских странах, таких как например Индия. Говорят, что он был создан священником 16-го века Данг Хьянг Нирартой, который также повлиял на многие другие аспекты того, что составляет сегодня балийский индуизм.

Leave a Comment