Увидев замысловатую резьбу тораджей трудно забыть о ней, яркой черно-бело-красной и динамичной. Хотя бы потому что покрываются ею целые дома – от основания и до самой крыши.

Исторически деревянная резьба получила в Торадже широкое распространение, потому что в Торадже не было алфавита. Информацию можно было сохранить либо пересказывая ее от отца к сыну, либо вырезая на дереве.

Кстати, в современном тораджийском языке слово записывать звучит точно так же как и слово вырезать – «масура».

Резьба тонгконана сообщала многое о социальном статусе его владельца. Знати разрешалось его богато декорировать. Свободным можно было украшать только определенные детали. А рабам запрещалось наносить какие-то узоры вообще.

То есть тонгконан был материальным символом аристократической власти и престижа.

Все орнаменты резьбы имеют определенный смысл.

Не каждый рядовой тораджиец прочтет и объяснит всю символику, зашифрованную в резьбе его тонгконана. Но мастера, создавшие такой дом, обязаны помнить значение каждого символа.

Самый популярный узор на тонгконанах – конечно символическое изображение головы буйвола – па тедонг. Буйвол ассоциируется с мужеством, стойкостью, престижем и силой.

Вторым главным узором считается па тангке лумук. Он напоминает морские водоросли в воде. Символически – это члены семьи, связанные общим родством и работающие вместе каждый день.

Также эти узоры па тангке лумук напоминают растения кордилина, которое приносится в жертву богам. Кордилину сажают вокруг колодцев и с восточной стороны дома и используют для церемоний излечения с помощью ритуальных танцев.

Узоров тонгконанов более сотни. Все имеют свои названия. Но все могут варьироваться в зависимости от района Тораджи.

Некоторые специалисты читают узоры тонгкоанана как предписания Алук То Доло по отношению к владельцам дома.

Нижний уровень узоров тонгконана это рекомендации по отношению к слугам.

Средний предписания относительно отношений внутри семьи.

Верхний уровень узоров тонгконана отдан советам об отношениях к богам.

То есть все узоры тонгконана это – кодекс поведения, соблюдая который можно добиться долгой и счастливой жизни.

На фасаде тонгконана часто можно встретить символ бойцовских петухов и солнца.

Это мужские и женские символы.

Бойцовские петухи в Торадже – символ отваги и доблести. Кроме того это напоминание о любимой забаве тораджийских мужчин, охочих до азартных игр – петушиных боях.

Солнце изображенное на фасаде – и дающее жизнь растениям и животным – ассоциируется с женской природой.

Неслучайны и 4 цвета в украшениях домов, текстиле и бисерных украшениях тораджей – черный, белый, красный и желтый. Эти цвета – основа веры тораджийцев Алук Тодоло. Это выражение их представлений о взаимодополнении жизни и смерти.

Черный – цвет похорон. Желтый – цвет риса, золота и богов. Красный – цвет крови, означает человека. Белый – цвет чистоты.

В древности для окрашивания использовали подручные материалы.

Для черного сажу.

Для белого – лайм.

Для красного и желтого цветную глину.

Пальмовым вином, туаком, закрепляли красители.

Старожилы любят рассказывать истории об изобретении причудливой резьбы тонгконанов.

Однажды женщина по имени Малалун Санда пришла навестить плотников, возводящих тонгконан. Посидела-посидела и ушла.

А плотники увидели, что женщина это была непростая. В тот момент у нее была менструация и кровь через одежду отпечаталась на древесине, оставив причудливые узоры. Вдохновленные работники начали вырезать эти узоры и так увлеклись, что украсили целый тонгконан.

С тех пор первый надрез на украшении тонгконана делает женщина. А если ритуал не поддержать, то кто-то из мастеров обязательно порежется.

Другая история о чудесной резьбе тонгконана рассказывает о той же самой Малалун Санда. В одну из ночей она увидела как с неба спускается чудесный резной тонгконан и приземляется на горе.

Женщина разведала, что в доме живет божество, которое выходит на землю по ночам, а к рассвету возвращатеся. Каждое утро с первым криком петухов дом улетал на небеса. В одну из ночей Малалун Санда привязала дом к деревьям вокруг. Божество пыталось поднять дом в небо, но отчаявшись исчезло.

Малалун Санда забрала себе чудесный резной дом, перевезла его в деревушку Кесу и стала жить в нем. Тогда в Кесу появились первые резные дома. Кстати, и по сей день самые искусные резчики живут в деревне Кете Кесу.

Умелые резчики по дереву, которые приглашаются украсить дом замысловатыми узорами чаще всего получают оплату в традиционной тораджийской валюте – в буйволах.

Но самый главный знак престижа – на лице дома. Это буйволиные рога.

Если в семье тораджей устраиваются похороны, то все оставшиеся рога тщательно сохраняют. Их собирают и подвешивают на главной колонне дома. Челюсти свиней украшают боковые стороны.

Дома знати часто украшают свыше 60 рогов. Если не хватило места спереди колонны – можно повесить с другой стороны колонны.

Другой важный знак престижа – деревянная голова буйвола, которая называется кабонго.

Если это украшение присутствовало на тонгконане, то считалось, что его владелец проводил ритуальные церемонии самого высокого уровня.  

Чаще всего цвет такой головы – пятнистый черно-белый. Буйвол именно такого окраса – называемый в Торадже тедонг бланда – самая редкая и ценная порода.

Рядом с головой буйвола могут быть головы птиц. Причем самых разнообразных. И петуха, и даже казуара.

Когда в семье происходят похороны, то вокруг главного аланга оборачивается ожерелье туанг-туанг. Но современные мирные тораджийцы используют бамбук.

А во времена межплеменных войн, распрей с южными и восточными соседями Тораджи и ритуальной охоты за головами для изготовления туанг-туанг использовались человеческие кости.

Сейчас очень трудно найти действительно древние тонгконаны. Во-первых дерево – материал, который разрушается со временем.

Во-вторых в 50-60 годы прошлого века Тана Тораджа подвергалась военным нападениям мусульманских сепаратистов,  в ходе конфликта были сожжены сотни тонгконанов. В некоторых пограничных районах восстановительные работы начались только в 80-е годы.

Одни из старейших тонгконанов сейчас можно найти в деревне Кете Кесу, которая находится вблизи магистрали между городами Макале и Рантепао.