Как живое существо, как основа семьи и как член этой семьи тораджийский тонгконан имеет свое собственное имущество.

Вообще по древней традиции Алук То Доло имущество в Торадже делится на две части.

Первая  - то, что может принадлежать членам семьи лично – например рисовые поля и плантации. Их можно продать, заложить, разделить и передать по наследству.

Второй вид имущества – то, что принадлежит дому тонгконану и является его собственностью.

К имуществу тонгконана относятся земля вокруг него с двором и амбарами для риса, площадка для семейных камней-мегалитов, семейная гробница и регалии – флаг, наследный кинжал, бисерные украшения, магические предметы, гонг для похорон и семейный склеп.

Все это добро может использоваться семьей, живущей в тонгконане, но продать это или заложить – тонгконан не позволит.

С проникновением современных технологий тонгконан тоже стал осовремениваться. Помимо такой собственности как буйволы, свиньи, амбары и фамильное оружие тораджи стали обзаводить свои тонгконаны грузовиками и тракторами. В тонгконанах теперь устанавливаются компьютеры и проводится интернет.

Но как бы ни менялась жизнь традиционный тонгконан остается членом семьи, способным объединять тораджей и собирать их вместе, в какие уголки света они бы ни уезжали.

Дом тораджийца – тонгконан это предмет гордости для местного жителя. И возможность показать этот дом во всей красе для жителя появляется по праздникам, когда дом и все пространство вокруг него украшается и наполняется восхищенными соотечественниками.

Двор тонгконана парампа – пространство между ним и амбарами - стратегически важный объект. В мирное время тут сушат рис, играют дети, а мужчины проводят петушиные бои.

Но если нагрянуло мероприятие вроде свадьбы или похорон, то двор служит главной сценой торжеств. 

На платформах алангов располагаются гости. Они сидят, наблюдая за ходом мероприятия, едят или поют псалмы со священником во время богослужений.

Перед тем как переносить тело покойного на главную платформу, в которой он будет находиться во время всего ритуала, гроб оставляют на платформе аланга.

Аланги - это амбары для риса, расположеные лицом к лицу с традиционным домом. Считается, что они принадлежат дому и без них дом недостроен.

Дом тонгконан считается матерью, а амбары – ее детишками, поскольку амбаров у одного тонгконана может быть несколько.

Иногда тораджийский фольклор связывает амбар с образом мужа. Наверное потому что если пара разводилась, то женщине отдавался тонгконан, а муж забирал себе амбар с его содержимым.

Кстати, если на перенос тонгконана существуют серьезные запреты, то перевозить на другое место амбар аланг обычаи не возбраняют.

Сверху в аланге хранится урожай. Внизу можно собрать приятелей за дружеской беседой, устроить обед, спастись от жары или дождя. Часто количество алангов возводят по числу детей в семье.

Особый статус владелец аланга может подчеркнуть количеством опор амбара. Стандартно их должно быть шесть. Но если владелец аланга хочет продемонстрировать свой достаток – он может сделать и восемь и двенадцать.

Аланги строят на идеально ровных круглых стволах пальмы. Считается, что чем лучше их отполировать, тем меньше шансов у крыс, мышей и прочей нечисти добраться до урожая и сгубить его.

Входить в аланг и распоряжаться рисом – это прерогатива женщины. Если мужчина решит орудовать в аланге – у него есть шанс получить характеристику скупого и властного домашнего начальника.

Дом тораджийца не считается полным без собаки, кошки, продолговатой деревянной ступы для риса, петуха и куриц.

Петух охраняет карниз дома и оповещает об опасности.

Собака охраняет крыльцо и лает при появлении гостей.

Ступа своим звуком оповещает о подготовке риса.

А кошка поскольку не особенно голосиста просто спокойно и с достоинством охраняет семейное добро.

Тораджиец считает, что если обидеть кошку или обделить ее куском рыбы, то вместе с ней на семью могут обидеться и домашний скот, и амбар для зерна, и фамильные драгоценности.

Помимо аланга тораджийскому дому принадлежит ранте – круглая площадка, с установленными на ней камнями мегалитами. Мегалиты – это своего рода посмертные памятники родственникам, умершим в семье, которой принадлежит ранте.

До начала похорон семья покойного заказывает мастерам вырубку мегалитического камня для установки во время мероприятия. Забирать камень едут чуть ли ни всем селом. Каждый старается внести свою лепту в то, чтобы перетащить многотонную глыбу.

Установка камня не сопровождается какими-то торжественными мероприятиями.

В древние времена, когда большинство тораджей помнили в чью память были установлены какие-то из менхиров, их не подписывали. Со временем, когда люди стали уезжать на заработки, переезжать и возникла угроза забвения, на мегалитических камнях стали высекать имена тех, в чью честь они установлены.

На женских менхирах, установленных в честь почивших тораджиек принято высекать лицо. И часто на них можно увидеть даже прическу.

Интересная примета тесного переплетения в торадже христианских и языческих традиций. В целом такое явление как мегалитический камень – это по сути языческий памятник. Но то, что на нем высечен крест говорит о том, что установлен он был в честь христианина или христианки.

Еще одна собственносто тонгконана - место захоронения членов семьи. Покойников тораджи никогда не хоронили в земле, поскольку считали, что это может осквернить землю, дающую человеку пищу.

Тораджи считают, что дом и лианг, место захоронения образуют пару, как бы зловеще это не звучало для представителя другой культуры.

Тонгконан – это место жизни ныне здравствующих. А лианг – дом предков.

Исторически в Торадже были разные типы захоронений.

В течение долгих веков для захоронений останков использовались естественные пещеры. Недостатка в скалах и пещерах долгое время не было.

Но с обострением вражды между племенами тораджи стали сооружать вырубленные в скалах гробницы. Такие гробницы можно было соорудить на неприступной высоте. И таким образом мародерам, которые попытались бы поживиться вещами из захоронения пришлось бы потратить намного больше усилий, чтобы добраться до сокровищ.

Наземные захоронения – патане – сравнительно недавнее изобретение тораджей. Его можно возвести быстрее, чем вырубить гробницу в скале. Кроме того, это обойдется семье покойного намного дешевле.

Традиции тораджей чтутся настолько серьезно, что мастера, выдалбливающие склепы в скалах до сих пор пользуются ручным инструментом.