Гостям в Торадже всегда рады. Особенно если гость посещает традиционный тораджийский праздник. Но самое большое количество гостей можно встретить на тораджийских похоронах. Причем неважно, был ли лично гость знаком с покойным или он просто друг одного из родственников, друг соседа или просто заезжий турист. Любой человек приехавший почтить память покойного в Торадже встречается радушно.

Тораджийские похороны знатного тораджийца можно назвать своеобразным траурным фестивалем. В течение всего времени проведения проходит большое количество самых разнообразных мероприятий – парад вокруг деревни,  бои буйволов, танцы и песни. Но самым многолюдным днем в этом фестивале является день встречи гостей.

В этот день семья покойного принимает соболезнования и подарки. А еще подтверждает свой статус как щедрых хозяев, заслуживших уважение соседей и знакомых.

С самого раннего утра в доме кипит работа. В дом приезжает бригада визажистов. Им предстоит накрасить от нескольких десятков до сотен участниц церемонии. Потому что гостей надо встретить в полном параде. Начинают с самых маленьких участниц.

Из родственников покойного выбирают девочек и мальчиков для участия во встрече гостей. Их одевают в традиционную тораджийскую одежду. Девочек красят и надевают маник-маник. В течение всего дня детворе предстоит встречать поток гостей и радовать их своим видом.

Бисерные украшения, которые тораджийки используют на праздниках – это символ богатства и процветания. Среди них есть браслеты, повязки на голову и пояса. В женской тораджийской прическе обязательно используется маник-маник.

Когда с торжественной группой маленьких тораджиек закончено, визажисты начинают делать макияж всем женщинам, которые будут помогать во время праздника. Они будут носить гостям чай и кофе, подавать печенье и готовить еду.

С самого раннего утра приезжают гости. Кто-то на байке. Кто-то на грузовике.

Если заметить на дороге Тана Тораджи грузовик, заполненный стоящими людьми в черном – скорее всего это будет машина или едущая на похороны или возвращающаяся с них.

Кто-то везет свиней. Кто-то еще и буйволов впридачу.

Размер подарка семье покойного не добровольное дело. Тораджийское общество связано системой обязательств. Подаренное надо возместить в следующий раз в том же количестве.

Например кто-то когда-то на похоронах подарил семье покойного 50 свиней. Когда в семье дарителя будут похороны, получивший первый дар должен будет отплатить тем же.

Можно подарить больше. Официально это никто не запретит. Но не всякий получатель будет этому рад. Поывышение планки будет считаться поступком выскочки. Потому что будет значить, что ставки повысились и в следующий раз придется разориться посерьезнее.

Все размеры подарков тщательно документируются, чтобы лет через 10 или 20 к следующим похоронам не забыть, кто кому сколько должен.

Документируются подарки еще и местными властями. На каждую подаренную свинью – налог от 5 до 20 долларов в зависимости от района. На буйвола – 20-50.

Вырученные деньги не попадают в глубокий карман местного чиновника. Как правило, они идут на благоустройство района.

В особых случаях, если семью гостей, прибывших на похороны, настиг финансовый кризис и она не может вернуть долг в полном размере – допускаются послабления. В экономически трудные для Индонезии времена гости, полные смущения, несли на похороны конверты с деньгами.

Гости пришедшие ни с чем становятся объектами шуток. Тораджи говорят, что те, кто пришел с пустыми руками, принес свои подмышки или только свои ягодицы.

Иногда, чтобы не оконфузиться, и привести на похороны столько буйволов и свиней сколько нужно, тораджийцы идут на жертвы. Они закладывают поля, и тратят на церемонии деньги отложенные на другие нужды – покупку машины или учебу детей. Потому что важнее всего сохранить лицо и семейную честь, отдав долг.

Часть принесенных свиней гости получают обратно в виде мяса.  Животные, прибывшие на похороны, приносятся в жертву. Гостей угощают и одаривают мясом.

Не все привезенные животные закалываются родственниками-устроителями. Часть можно продать, выручить  деньги и хоть как-то компенсировать затраты на похороны.

Иногда в течение похорон семья покойного проводит аукцион. Любой желающий может купить буйвола, привезенного кем-то на праздник. Баснословных цен тут нет. Буйвола на таком аукционе можно купить в полтора-два раза дешевле рыночной цены. Часто вырученные деньги идут сельской общине или церкви.

Как правило тораджи выставляют на аукцион буйволов помоложе. Если такой буйвол найдет своего покупателя, то он сможет избежать участи быть принесенным в жертву на похоронах. И будет счастливо щипать сочную травку еще несколько лет.

 

Чтобы поприветствовать семью покойного, гости организуют процессии. Таких процессий в день может быть до нескольких десятков.

Перед каждой процессией принято выпускать тораджийских артистов исполняющих военный танец - парандинг.

Танцоры носят ожерелья из зубов крокодила и человеческих ребер. Щит отделан буйволиной кожей.

Такой танец исполняют для усопшего мужчины.

Этот дедушка, исполняющий тораджийский боевой танец – это звезда региона. Его можно встретить почти на всех тораджийских похоронах высшего уровня. Его неизменная бодрость и юмор делают его желанным участником любой процессии.

Музыка, которая звучит на церемонии – это особая похоронная музыка па сулинг. Па сулинг как похоронная музыка согласно традициям тораджей должна звучать только на похоронах.

Но допускаются и выступления коллективов, играющих что-то совершенно непохоронное. Это па помпанг – тораджийский бамбуковый оркестр. В Тана Торадже каждый ребенок в школе учится играть традиционную музыку. Но самые одаренные – всегда выступают в первых рядах.

Ведущий церемонии объявляет имя лидера процессии и количество подарков, которые были доставлены на мероприятие.

Гостей приветствуют, и провожают в павильон для гостей -  па пангганан. В нем места занимают в соответствии с полом и социальным статусом. Женщины отдельно. Мужчины – отдельно.

Первые ряды для знати, средние для свободных, дальние – для самых незнатных. Самые старшие получают напиток в символической чаше, украшенной бисером – пенгконоан. Это все тот же самый традиционный тораджийский маник-маник, которым тораджи щедро украшают во время праздника все, что только возможно.

Церемонию угощения гостей иногда проводят родственники. Иногда соседи. Обязательный элемент - служит пинанг, кофе и печенье. Мужчины получают от родственников сигареты. Женщины – конфеты.

Часто гости привозят с собой коллективы профессиональных певцов мабадонга.

На некоторых церемониях часто можно увидеть два круга, которые одновременно устраивают ритуальный хоровод. Одни – профессионалы. Другие – простые сельские мужики, непонаслышке знавшие покойного и поющие что называется с душой.

И к той и к другой группе могут присоединиться гости. И мужчины и женщины. Тораджийцы очень гостеприимны. Приедут иностранные гости – и их тоже обязательно будут зазывать на мабадонг. Если человек не умеет танцевать мабадонг, он научится за пару минут.

Пока гости любуются пышной церемонией на кухне кипит работа. Женщины готовят рис и искусно сворачивают кулечки для еды. Мужчины делают папийонг.

Это мясо курицы или буйвола, запеченное в бамбуке. Туда же добавляют специи и овощи. Если готовить правильно мясо папийонг получается очень нежным и ароматным.

Для очень больших церемоний, где рук просто на все не хватает, мясо варят в гигантских котлах. Единственная приправа – соль. Все по походному, но никто не жалуется.

Ближе к полудню становится очень жарко. Тораджа – горный район. Поэтому тут сильные перепады температур в течение дня. Ночью хочется надеть несколько футболок и куртку. А днем жарко даже в одной футболки.

Тораждийские девчушки в традиционных костюмах изнывают под слоем косметики. Единстенное спасение хоть как-то держаться на ногах – резвиться и шалить. Потому что впереди еще несколько часов почетной работы.

После обеда в зависимости от погоды шумная процессия гостей, родственников и односельчан отправляется на бои буйволов.