Тораджам азарта не занимать. Это понимаешь сразу как только приезжаешь в этот край. В отличие от многих других народов, населяющих Индонезию и ценящих превыше всего терпение и спокойствие, тораджи более эмоциональные. Если тораджиец видит вокруг себя что-то прекрасное и достойное внимания, он тут же издает боевой клич. Поводом может быть что угодно. Встреченый турист, смешная ситуация.

Но настоящий азарт тораджийца можно увидеть на самом захватывающем и волнующем мероприятии, которое здесь проводят – боях буйволов.

На традиционные тораджийские похороны высшего уровня прибывает множество буйволов. Иногда их число переваливает за пару сотен.

И азартные тораджийцы не могут упустить возможность насладиться тем, что заставляет кровь останавливаться в жилах, а сердце замирать.

Тораджи с древности были азартными. Легенды и мифы рассказывают о пристрастиях тораджей к петушиным боям, к играм в кости.

К сожалению тораджийские легенды рассказывают много печальных историй об этом. Часто упоминается, что подстрекателями таких игр были соседи азартных тораджей бугисы. Они втягивали местных жителей в процесс, а если тораджиец проигрывал и не мог вернуть свои деньги, его продавали в рабство или забирали его имущество.

Некоторые тораджийские сказания рассказывают о бугисах, использовавших колдовство для того, чтобы выиграть.

По преданию во времена междоусобных войн между тораджами и бугисами, тораджам удалось на некоторое время взять верх.

И бугисы задумали план мести. Они решили взять реванш в азартных играх в кости. Чтобы обеспечить себе удачу, бугисы сделали магическую игральную кость из кости буйвола с опущенными рогами.

Считалось, что такая кость отвернет удачу от тораджей, сделав их покорными как буйволы. Из кожи этого буйвола бугисы сделали игральные карты. Как утверждает миф, все тораджийцы, которые играли в такие кости и карты, проигрались в пух и прах и были проданы в рабство.

Но тем не менее считается, что в параде, посвященном прославлению покойного в Торадже должен принимать участие один буйвол с опущенными к земле рогами.

 

 

Проще всего организовать бои петухов. Петухи есть почти в каждом доме.

На петушиных боях увлеченные тораджийцы испокон веков проигрывали всё: рисовые плантации, буйволов, тонгконаны, аланги. Знатные тораджийцы, проигравшись до нитки, уходили в рабство.

Среди причин, по которым тораджийка могла развестись с мужем, не боясь осуждения могло быть его пристрастие к азартным играм. Причем, разведенный муж при этом считался виновным и должен был еще заплатить бывшей супруге штаф в буйволах.

Голландские христианские мисссионеры, пытавшиеся искоренить азартные игры с начала 20 века не пользовались успехом. Однажды тораджийцы убили голландского миссионера Ван Де Лострича, который выступал с агрессивной критикой тораджийского образа жизни и особенно азартных игр.

Азарт не сломило ничто. Сейчас по всей Индонезии петушиные бои под запретом властей. Но на самом деле бои случаются здесь чуть ли не еженедельно.

Хороший бойцовый петух у тораджа стоит более миллиона рупий. В случае победы в поединке хозяин петуха получает и деньги, и проигравшую птицу, которая потом съедается. Владельцу побежденного петуха достается только отрубленная лапка его бойца.

Но петушиные бои по накалу страстей и куражу вряд ли сравнятся с другой тораджийской забавой – битвам буйволов. Это настоящий адреналиновый экстрим.

Одно дело в течение минуты - двух наблюдать за вспышкой ярости двух петухов. И совсем другое – чувствовать адреналин, находясь на поле битвы двух титанов, которые могут в случайном порыве и забор снести и травмировать увлеченных игроков.

На тораджийских боях буйволов не принято заставлять буйволов сражаться до последнего. То есть до печального исхода с гибелью одного из животных. И на то есть серьезная причина.

Бои проводятся во время похорон. То есть все буйволы принимающие участие в битве, это животные прибывшие на церемонию для жертвоприношения.

В определенный день траурного фестиваля они должны быть принесены в жертву по тораджийской традиции. Как утверждают местные легенды, все забитые по ритуалу буйволы отправятся вместе с покойным на небо. Они будут везти его через леса и горы, предолевать препятствия, пока не доставят в край душ умерших.

Забой буйволов - это очень строго регламентированное мероприятие.

Перед тем, как принести буйволов в жертву звучат молитвы. На церемонию прибывает и христианской священник и священник то минаа – служитель местной древней религии.

Только после обязательных ритуалов проводится забой буйволов. Забойщики стараются сделать так, чтобы буйвол как можно меньше страдал. Поэтому удар надо нанести сильно и быстро. Если буйвол сразу потеряет много крови, то его уход будет быстрым и не таким болезненным.

Поэтому гибель буйвола на буйволиных боях – это глупый и досадный казус. Иногда они случаются. Например, чтобы сделать буйвола более агрессивным бесстрашным и сильным, из владельцы дают им специальные препараты, повышающие уровень адреналина в крови. Если бой длится долго и ярость переваливает через край, сердце буйвола может попросту не выдержать.

Официально считается предосудительным использовать допинг. Но на деле никто перед боями не проводит допинг контроль, собирая кровь буйволов на пробы и делая тесты.

Как правило поражением считается бегство буйвола с поля боя. Кто испугался и первым дал деру – тот проиграл.

Перед боями тораджийским священником то минаа проводится молитва  на языке тораджей. Это просьба к богам о хорошей погоде, проведении боев без происшествий для зрителей.

Бои открываются показом приведенных буйволов. И предварительными боями. Эти первые стычки помогают определиться с участниками боев.

Если буйвол трусишка – его поставят против соперника послабее. Забияке найдут такого же партнера.

Битва считается начатой после того как произойдет первый удар рогами. Если такого удара не было, а соперники сбежали оба, битва не засчитывается никому.

Буйвол, покидающий арену первым, признается побежденным. Иногда буйволы продолжают драться за ареной. Такая битва уже не принимается в расчет, зато принимается восторженными криками восхищенных зрителей.

Не всегда буйволы хотят драться. Иногда они могут принюхиваться друг к другу очень долго и убежать с поля сражения. Когда буйволы отказываются драться, тренер буйвола обрызгивает буйвола  или пинают буйвола ногой.

Погода в буйволиных боях очень важна. Если солнце в зените и жарко, буйволы начнуть вальяжничать, сбегать в тенек и отлынивать от почетной миссии.

Но и дождливая погода – тоже не очень хороша. В сильную слякоть в каждом буйволе просыпается маленький ребенок. Куда уж тут драться, когда можно просто поваляться и поиграть в грязи.

В такую погоду буйволы не проявляют признаков аргессии и не хотят показывать друг другу свои рога, а просто бегают друг за другом по кругу.

Тораджийцы фривольно начинают улюлюкать и кричать, обвиняя буйволов в однополых наклонностях.

На боях без рефери не обойтись. Кто-то должен объявлять официальные результаты.

Азартные тораджи делают нешуточные ставки на таких боях. На кону сумма от 5 долларов и выше. Если ставка в тысячу долларов - официальный результат объявленный рефери очень важен.

Деньги зрители приносят наличными и курсируют по полю битвы размахивая банкнотами.

Пока быки дерутся, зрители кричат имя буйвола, на которого сделали ставки. Имена буйволам дают часто в соответствии с именами людей  или городами и регионами, где они живут.

Геби, Аге, Бона – это имена родственников усопшего. Бетави, Баликпапан, Папуа – местожительство тораджийцев прибывших на похороны. Бонгкар – разрушитель в переводе с индонезийского.

Зайка. Да зайка – это большая загадка.

Находясь на таких боях, понимаешь, что безопасных мест почти нет. Куда побежит испуганный буйвол предугадать сложно. Дети и чувствительные женщины спасаются на высоких камнях. Кто-то прячется на деревьях. Тем кто не спрятался – везет меньше. Им в доли секунды приходится спасаться.

Часто бегущего в их сторону буйвола зрители отгоняют шиканьем и палками. Иногда это помогает.

Так же как не предугадать, куда побежит буйвол, так и непонятно, как он себя поведет именно на этой битве.

В предыдущей на буйволе под говорящим названием Бонгкар или Разрушитель хозяин рогатого поставил на него и выиграл 3 000 долларов.

А в следующей битве поставившие на Бонгкара оплошали. Он убежал с поля боя, разрушив их надежды.

Для боев начинают тренировать буйволов лет с 4-5. Более молодой буйвол может оказаться слишком игривым и диким.

Для боев важна подвижность и активный образ жизни. Поэтому тренер буйвола хотя бы раз в неделю берет подопечного на пробежки или дальние прогулки. В ходе таких тренировок самое милое дело дать буйволу поиграть с грязью или позагорать.

Иногда для поднятия боевого духа тренер водит буйвола на бои – просто посмотреть. Увидев, что не все так страшно, буйвол перестает чувствовать стресс на ринге.

Нетренированный буйвол, встречая собрата, может сразу сбежать. Поэтому тренеры стараются приучить рогатых как можно больше находиться рядом без страха.

Клетки с буйволами располагают неподалеку друг от друга, что повышает длительность битвы.

Без гигиены здоров не будешь. Хороший тренер моет буйвола раз в 2 дня. Если буйвол – представитель элиты, как например пятнистый, за которого дадут десяток простых черных, то ванную и душ ему будут устраивать каждый день.

Владелец буйвола может поручить тренировку или члену семьи или человеку, занимающемуся этим серьезно. Профессионал обычно получает зарплату. За пятнистого буйвола – около 100 долларов в месяц. За гигантского балиана – 60. За обычного буйвола – 70. Когда приходит время резать или продавать буйвола, тренер получает бонус.

Тораджийцы верят в связь тренера со своим буйволом. Поэтому тренера никогда не просят резать его. На эту роль выбирается отдельный человек. После забоя тренер получает часть мяса с бедра.

После окончания буйволиных боев народ не спешит расходиться. Разыгравишеся буйволы могут заиграться и продолжать стычки.