Как и в большинстве стран мира, где принято ставить памятники почетным людям, после смерти, в Торадже существует похожая страдиция. Для того, чтобы быть удостоеным такой чести нужно принадлежать к высшей касте тораджийской кастовой аристократии – тана булаан или людям с золотой сердцевиной.

Другим простым смертным тоже можно приобрести право на временную похожую статую, если из родственники во время похорон проведут церемонию длящуюся не менее трех ночей, зарежут на ней не менее трех буйволов и десяти свиней.

На похоронах тораджийца такая статуя всегда окружена вниманием и заботой. Рядом с ней фотографируются родственники. Рядом с такой статуей шалит детвора. А сама деревянная фигурка раскрашена, одета в одежду покойника и носит его аксессуары – часы, очки или украшения.

Тау-тау – это не совсем обычная статуя. Для древних тораджей тау-тау была пристанищем души покойного на время похоронной церемонии.

У Тораджийца есть несколько слов и понятий, обозначающих категорию душа. Одно из них – бомбо. Это душа умершего человека. Причем, по тораджийским поверьям появлялась такая душа за несколько дней до смерти человека.

Она бродила по полям и встречалась соседям и родственникам будущего покойника. И если кто-то видел своего соплеменника совсем не там, где он на самом деле находился – это означало одно – бомбо появилась. Значит скоро человек умрет.

Умерший тораджиец объявлялся по тораджийским канонам смертельно и неизлечимо больным, его бальзамировали и дальше тело ждало похорон в то время как семья собирала деньги на траурную церемонию.

Тораджи считали, что все это время душа покойного бродит где-т вокруг деревни по полям. Поэтому как только появлялась возможность дать ей пристанище, его организовывали.

Тау-тау начинали изготавливать незадолго до похорон. Обычно ее делали в три четверти роста покойного.

Выбор материала для тау-тау тоже вопрос обусловленный кастой. Для знатных покойников использовалась древесина индийского хлебного дерева известного еще как джекфрут или нанка. Люди победнее довольствовались тау-тау из яванского хлопкового дерева или сейбы. А самые недорогие тау-тау делали из бамбука.

Древесина джекфрута не повреждается термитами и грибами и используется во многих странах для построек, для изготовления мебели и музыкальных инструментов.

Выбор джекфрутового дерева для тау-тау был неслучайностью. Во-первых он хорошо имитировал человеческую кожу. Свежая древесина джекфрута была желтой. Но как только немного состаривалась, она приобретала коричневый оттенок. Как раз в цвет кожи среднестатистического тораджийца.

Другой причиной выбора был необычный белый сок дерева. Тораджийцы считали, что кровь богов такая же белая. А если у знатного покойника есть шансы после смерти перейти в пантеон местных богов-покровителей, то изготовление фигурки с божественной кровью как нельзя лучше поможет этому.

Руки делают съемными, чтобы скульптуру было легче облачать в одежду. Над образом усопшего резчики колдуют несколько недель.

С древности в торадже было 2 типа тау-тау. Нанка и лампа. Тау-тау нанка из джекфрута предназначались для благородных, лампа из бамбука для людей попроще.

В ходе изготовления фигурки тораджийцы по традиции делали множество жертвоприношений. Чтобы срубить дерево нужно умиротворить дух дерева. Для этого резали собаку.

Для изготовления гениталий фигурки резалась свинья и ее кровью обмазывались гениталии тау-тау. Презентация готовой тау-тау тоже не обходилась без жертвы. В присутствии радостных членов семьи для этого забивалась свинья.

По завершении своих трудов мастер получал в качестве оплаты одного буйвола.

Церемония встречи тау-тау, только вышедшей из мастерсткой резчика по дереву, это большое событие для всех окрестных деревень. Местные жители выходят на улицу, чтобы посмотреть на парад. В процессии участвуют и ритуальные буйволы.

В течение похорон тау-тау участвует во всех мало-мальски значимых мероприятиях. Если устраивается парад вокруг деревни с гробом покойного, тау-тау несут через деревню и через поля на специальных носилках. Если происходит встреча гостей, забой буйволов или ритуальный песенный хоровод мабадонг, статуя взирает на происходящее с центрального павильона.

По окончании церемонии похорон у тау-тау есть несколько вариантов будущего. По традиции, эту статую нужно помещать рядом с могилой покойного на специальном вырубленном балконе, чтобы защищать его. Но в истории Тана Тораджи были времена, когда защищать нужно было самих защитников.

Тау-тау были предметом краж среди мародеров и критики со стороны христианской церкви.

В некоторых регионах местные традиционные священники запрещали делать тау-тау нанка за святотатства. В регоне Салупутти один человек копал землю используя часть тау. Благодаря этому грешнику в целом Салупутти было запрещено делать джекфрутовые тау-тау.

Христианская церковь тораджи с начала 20 века подвергала жесткой критике практику изготовления тау-тау. Одна причина  - фигурка это идол, которому поклоняются. Вторая – тау-тау – это прерогатива аристократии и их использованием знать попирала основы равенства людей.

Через 10 лет после прибытия в Тораджу в 1923 году миссионеры GZB собрали ассамблею из нескольких сотен новообращенных тораджийцев. Одним из главных постановлений собрания стал запрет на изготовление тау-тау.

Тораджийцы отвечали тем, что сами христиане ставят в церквях статуи девы Марии и Христа и поклоняются им. А уж про неравенство людей смешно говорить в обществе, где каждый неравен и в силу разного образования, и разной иерархии в государстве. Что до воплощения души в тау-тау тораджийцы стали утверждать, что никакой души в тау-тау нет, а это просто посмертное изображение усопшего, трехмерная фотография. И вообще с религией тау-тау не имеет никаких дел, это просто уважение традиции.

Церковные иерархи долго сопротивлялись этому. В 80-е годы прошлого века доходило даже до случаев, когда христианский священник приезжал на похороны, но увидев тау-тау в гневе уезжал, оставив покойного без литургии.

Однако в последние годы ситуация меняется. Сыграл роль еще тот факт, что мастера стали делать тау-тау все более похожими на покойников. Фигуры с символическими чертами лица остались в прошлом.

Многие резчики ездили для повышения квалификации на Бали, чтобы удовлетворить самые щепетильные пожелания к большей реалистичности статуй.

 В 70 годы прошлого века, тау-тау стали частым предметом кражи.

Хотя прикасаться к тау-тау было категорически запрещено кроме специальной церемонии ма ненек или связи с предками, это не останавливало воришек.

Как раз в то время у международных арт-дилеров проснулся интерес к древностям. Они прочесывали индонезийский архипелах в поисках объектов искусства и ремесел, на которых можно было сделать деньги.

Они стали причиной ожесточенных ссор в семьях, где часто без согласия и даже без ведома родственников кто-то продавал семейные реликвии. А некоторые тораджийцы потворствовали краже похоронных статуй тау-тау.

Сами тораджийцы обвиняли в этом и соседей бугисов и незнатных соотечественников, которые таким образом могли мстить за то, что им самим нельзя иметь тау-тау. Похищенные фигуры перепродавались арт-дилерами и появлялись в этнографических коллекциях по всему миру.

К 80-м годам сотни тау-тау были утрачены.

Знаменитое захоронение Тораджи Лемо было разграблено совсем. И те, тау-тау, которые выставлены там, за исключением самых свежих, являются репликами оригинальных похоронных статуй.

В связи с такой востребованностью тораджийцы стали принимать особые меры предосторожности. Где-то сажают фигурки за решетку. Где-то вместо захоронения в скале просто оставляют фигуру усопших родителей  в семейном дворе – следить за происходящим. Так и жизнь семьи под защитой покойного дедушки. И статуя дедушки под защитой семьи.

А некоторые предприимчивые тораджийцы на волне интереса к тау-тау начали изготовлять фальшивые тау-тау. Внешне неотличимые от настоящих, но создаваемые без жертвоприношений. Таким образом и заграничные коллекционеры могли поживиться редкими экспонатами, и настоящие раритеты были уже более защищены.