Вспоминая гигантские статуи острова Пасхи, комплекс Стоунхендж для описания своих чувств люди чаще всего используют слова загадочный, мистический. Возведение этих мегалитических конструкций приписывают инопланетянам и легендарным великанам, которые могли существовать когда-то на планете.

В средние века считалось, что мегалиты были когда-то возведены гигантами, которые населяли землю до всемирного потопа.

В Торадже тоже есть свои мегалиты. Они ничуть не менее мистические и загадочные. Несмотря на то, что создаются в наше время вполне земными людьми и устанавливаются ими же.

Тораджийцы – одна из немногих культур до сих пор сохранившая традицию установки мегалитических камней.

Вообще в мире менхиры распространены в Европе, Африке и Азии. Особенно много мегалитических камней оставили нам древние цивилизации, которые жили когда-то на территориях современных Ирландии, Англии, Бретани. В этих областях насчитывается в общей сложности около 50 тысяч мегалитов.

Мегалиты установленные в Европы относят к культуре бикеров, которая существовала в промежутке от 29 до 19 веков до нашей эры. Пришедшая туда бронзовая культура растворила эту культуру.

Собрание мегалитов, установленных группой в форме круга, овала или подковы называется мегалитическим комплексом. Во всех древних мировых культурах такие комплексы были местами религиозных церемоний. Назначение большинства менхиров, дошедших до нас, остается большой загадкой для историков и антропологов.

Есть версии, что большинство мегалитов, существующих в Европе, Африке и Азии использовались для человеческих жертвоприношений, как территориальные маркеры или даже выполняли функции древних календарей.

Если говорить о большинстве менхиров, сохранившихся в мире, то историки ничего или почти ничего не знают о социальной организации или религии людей, которые их воздвигали. Не сохранилось даже следов языка таких народов. Известно только, что они проводили церемонии, связанные с плодородием и имели календарь, ориентированный на смену времен года.

 

Традиция установки мегалитических камней тораджи принесли в свои края вместе со всем наследием австронезийской культуры, к которой они принадлежали.

Такие камни менхиры устанавливаются на особой площадке – ранте для проведения ритуалов и церемоний. Обычно такая площадка находилась позади деревни.

Ранте является собственностью тораджийского традиционного дома – тонгконана. То есть ранте это часть дома, которая не может быть продана или утрачена.

Каждый менхир устанавливается в честь усопшего роственника его потомками. В течение траурного фестиваля семья вместе с друзьями и односельчанами отправляется на место высекания менхира для того, чтобы доставить его к месту установки.

Каждый участник старается внести свой вклад в общую работу.

Иногда менхир забирают с места изготовления уже покрытым резьбой. Иногда дополнительные надписи и узоры наносятся уже на месте.

Часто информацию о том, кому именно посвящен этот камень добавляют, когда камень уже находится на ранте. Такие надписи были на менхирах не всегда. В древние времена, когда сосед знал соседа и история всей деревни была открытой книгой, мегалитические камни не подписывались именами. Все и так знали, где чей памятник.

Высотой стандартный менхир может быть от 30 сантиметров до 2,5 метров. Чем более знатен покойник и чем больше любящие родственники хотят его почтить – тем выше.

На изготовление такого камня у работника уходит от полугода до года. Для церемонии освящение менхира режется свинья или буйвол. Или несколько буйволов.

Цена изготовления менхира – от 500 до 3000 долларов. В некоторых районах у менхиров есть лицо. Особо искусные каменщики даже ухитряются изобразить на таких камнях прическу. Но для изображения лица родственники должны получить разрешение от местного традиционного священника.

Прочность камня поэтически связывается тораджами с долговечностью жизни. А для того, чтобы сказать о «вечной жизни» тораджи используют выражение «жить как камень».