Проезжая в Торадже, особенно в летние месяцы или в декабре, часто замечаешь яркие и вычурные декорации. Эти маленькие деревни состоят из разных по архитектуре павильнов. Они украшены яркой тканью и расписными черно-бело-красными узорами. Кажется, что в таких игрушечных деревнях должны происходить самые невероятные события.

Отчасти так оно и есть. Эти деревни тораджи возводят для проведения траурных фестивалей.

Некоторые здания этого похоронного комплекса имеют свою особую функцию, связанную с проведением ритуала похорон. Некоторые здания служат местом временного размещения гостей.

Похороны для тораджийца – момент наивысшего величия и силы. Поэтому на церемонию проводов в мир иной приезжают все его родственники, соседи, друзья. А также друзья родственников, друзья соседей, друзья друзей и так далее. Съезжаются многочисленные толпы туристов.

Семья покойного приглашает как можно больше гостей и действительно рада каждому гостю. Потому что по тораджийской традиции чем многолюднее похороны – тем больше почета и уважения и покойному и его семье.

Более хлебосольные и радушные похороны мало где встречаются еще в мире.

 Где разместить несколько сотен гостей для похорон любимого дедушки. Тораджийца таким вопросом не застать врасплох. Тораджиец  возьмет и в несколько дней для такого события построит целый городок.

Для размещения гостей сооружаются лантанги. Это и террасы для лицезрения праздника, и спальни в ночное время.

Каждый лантанг распределятся в соответствии со степенью родства. Самые большие и конфортные лантанги поближе к центральной арене – для самых близких. Лантанги поскромнее – для дальних родственников.

Приживающий в лантанге обустраивает его на свой вкус и запросы к комфорту. Если жить в таком неделю и больше – нужны матрасы, холодильник, плита. А может быть и телевизор.

Обычно семьи прибывающих родственников строят лантанги для себя. Иногда при поддержки местной общины.

На недавних похоронах в Торадже для прибывших гостей пришлось соорудить около 200 таких лантангов, чтобы вместить всех прибывших гостей.

Но главное сооружение похоронного комплекса – это лаккиан.

Главное сооружение такого городка – лаккиан. Для главных опор используются деревья из леса. Эти опоры иногда становятся деревьями. Такую постройку можно было сооружать только на похоронах знатного тораджийца. И чтобы заслужить такое право, надо было принести на похоронах в жертву не менее 16 буйволов.

Традиция тораджей обязывает тораджийцев не оставлять гроб с телом покойного на улице без охраны. В течение всего периода похорон рядом с ним находятся родственники. Они должны быть в непосредственной близости и днем и ночью.

Иногда родственники живут на дворе рядом с телом покойного в отдельных террасах. Иногда неусыпный контроль за покойным семья несет прямо в лаккиане, проводя там дни и ночи. Такая традиция связана с неспокойной и воинственной историей Тораджи.

Во времена ожесточенных войн между племенами, соперники искали как можно более жестокие способы, отомстить друг другу. Одним из самых жестоких надругательств была кража тела покойного до завершения торжеств и отсечение его головы.

Поэтому во время похоронного фестиваля у семьи были веские причины охранять тело покойного от вандалов.

И каким бы ни было хрупким здоровье скорбящего родственника. Даже если это девяностолетняя бабуля. Все равно она найдет в себе силы несколько раз на дню забраться на самый верх павильона по шаткой лестнице и несколько раз спуститься вниз.

А прохладные тораджийские ночи, в которые температура опускается до плюс десяти, провести рядом с телом покойного, охраняя его.

Днем таких караулящих навещают родственники и друзья, принося что-то нибудь поесть. А родственницы напевают традиционные тораджийские песни па маракка для выражения скорби.

А комплекс похоронных сооружений как правило входит родовой дом тораджийца тонгконан и стоящие напротив него амбары с рисом. Потому что именно на пространстве между ними, на дворе и проходит основная часть мероприятий.

Если места на дворе мало, то часто используют близлежащие территории. Но даже на них все равно строят декорации традиционных тораджийских амбарчиков.

Помимо хранения риса аланг-аланг используются просто как место, где можно собраться с друзьями и посидеть на террасе. Взрослые тораджийцы обсуждают предстоящие мероприятия. Детвора тоже находит себе важные занятия.

Если в течение мероприятий запланированы богослужения с участием христианского связенника, то аланг-аланги играют роль лавочек, находящихся в протестантских и католических церквях.

У одного из аланг-алангов есть особая функция.

В день когда покойника признают официально умершим, звучит удар гонга. Гроб с телом усопшего тораджийца выносят из дома. За те годы, пока тело лежало в доме пройдя процедуру мумификации, к его состоянию семья привыкает.

И вот удар гонга, признание тораджийца из дома и признание его умершим напоминают о том, что участь неминуема и все очень серьезно. И до этого казавшиеся стойкими, деловыми и собранными, тораджийцы начинают плакать. Это не ритуальный плач. Это самые настоящие слезы. Плачут даже самые крепкие мужчины.

Гроб с телом покойного помещают в аланге. Традиционно это амбар для риса. Но рис это элемент жизни, символ востока, рождения и развития. Он несовместим со скорбью и похоронами. Поэтому для подготовки к траурным мероприятиям, из аланга, где будет помещено тело после выноса из дома, убирают весь рис.

В комплексе сооружений есть еще одно таинственная постройка, которую даже если и возводят, то используют не всегда.

Бала каян - Такую платформу сооружали для того чтобы разделывать на ней мясо и при разделе туш сбрасывать вниз. Право на нее имели только представители знати или особенно заслуженные свободные тораджи.

Дело в том, что распределение мяса полученного на похоронах между гостями – это не просто распределение ценных продуктов. Это еще и очень важный социальный ритуал. В зависимости от знатности, гость похорон получает кусочек буйвола, соответствующий его степени родства с покойным, принадлежностью к касте и положению в обществе.

Можно сказать, что распределение мяса – это распределение привилегий и демонстрация социальных статусов. Поэтому в классической церемонии распределения мяса все очень демонстративно и театрально.

Ведущий мероприятия выкрикивает в микрофон имя главы семьи, прибывшей на похороны, сопровождая традиционными тораджийскими молитвами. Только после этого можно торжественно прийти и забрать мясо.

В древности для такой важной церемонии строился бала каян. Туши гигантских тораджийских буйволов поднимались на платформу, а распределяемое мясо сбрасывалось вниз. Сейчас из соображений практичности мало кто выполняет старинный ритуал в полной мере. Но традиция сооружения этого таинственной конструкции – сохранилась.