По тораджийским представлениям, высшей точки развития человек может достичь на собственных похоронах. Когда все лучшее уже сделано. И когда человека наконец-то можно оценить по результату его жизни.

Именно поэтому похороны и по сей день остаются центральным праздником в культуре тораджей.

На самом деле похороны в Торадже – это грандиозный фестиваль в течение которого участники выражают свое уважение к покойному. Это фестиваль на время которого у родственников появляется серьезная причина для того, чтобы собраться в семейном кругу, в какой уголок страны и мира их ни занесла бы судьба.

Конечно, как и для всех других людей, смерть человека для тораджийцев  - горестное событие. Родственники носят черные одежды и воздерживаются от риса в течение всех похорон.

Считается, что рисовые поля, растения, колодцы и вся другая собственность покойного скорбит вместе с семьей.

В зависимости от касты и достатка тораджиец может претендовать на более скромную или более пышную церемонию. Тораджийцы предпочитают использовать слова низкая и высокая. Опять же , чтобы подчеркнуть социальный статус покойного.

Когда человек умирает, его родственники собираются, чтобы решить, как провести мероприятие. Идут за советом к местному священнику традиционной тораджийской религии Алук То Доло.

Основной вопрос, который предстоит решить, сколько забить буйволов и когда провести похороны. Уровень церемонии в основном измеряется в буйволах. И если вы спросите тораджийца о масштабе прошедших похорон, то скорее всего получите ответ не в днях, а в буйволах.

Человек из касты рабов может претендовать только на похороны Дисоданган. Они проходят в течение одной ночи. В жертву приносятся 1 свинья и 1 курица.

Если в семье тораджей погибал младенец до появления первых молочных зубов, то в жертву приносили тоже одну свинью.

Детей, умерших в младенчестве, в древней Торадже хоронили без  больших церемоний. Об этом болезненном испытании семья старалась забыть как можно быстрее. Поэтому на ритуал отводится всего 1 день. Кроме того, для тораджей не признававших первородного греха, души дети были безупречно чисты и безгрешны. Тораджи считали, что душа грудного ребенка не может рассердиться на родителей, не проводивших ее в мир иной, проведя многочисленные церемонии.

В особенно тяжелые времена для Тана Тораджи, когда у человека из касты рабов не находилось денег даже на курицу, в ходе похорон разрешалось принести в жертву одно куриное яйцо.

Выше по рангу стояли церемонии для более высоких каст, длящиеся одну ночь, три ночи, пять, семь или девять ночей.

Высшая церемония по классификации тораджей тедонг лиманг лесо в буквальном переводе значит 120 буйволов. Хотя верхней планки ограничений нет и праздник может длиться неограниченное количество дней.

Такие торжественные проводы устраивались только для представителей высшей знати.

Подготовка к мероприятию ложилась тяжелым бременем на бюджет семьи. Поэтому покойного бальзамировали и оставляли ожидать похорон в родовом тораджийском доме тонгконане. Покойник оставался там до тех пор, пока родственники не собирали нужной суммы.

На тораджийских похоронах высокого уровня статей расхода очень много. Прежде всего это буйволы и свиньи. Чтобы провести мероприятие с размахом, нужно выстроить множество сооружений. Павильон, где можно принимать гостей, павильон для размещения тела покойного на период всей церемонии, веранды для того, чтобы прибывшие издалека гости могли в них остановиться на несколько дней.

Если для покойного нет подходящей гробницы, где было бы вакантное место, заказывается изготовление специального склепа.

Если умершему по рангу полагается мегалитический камень, средства тратятся на его вырубку и доставку.

Если каста покойного давала ему право получить похоронную деревянную статую тау-тау, то незадолго до начала траурного фестиваля, ее заказывали у мастера.

Иногда в процессе подготовки к похоронам, тораджи даже тратят деньги на улучшение дороги к месту проведения церемонии.

Иногда денег нужно было так много, что покойный ждал похорон десятилетиями. Известны случаи, когда похороны дедушки, умершего 25 лет назад, организовывал внук, который даже никогда не видел дедушку живым и родился после его смерти.

Дорогостоящие похороны – серьезное испытание для знатных семей. Чтобы поддерживать престиж, детям аристократов приходится делать карьеру и биться за высокую зарплату в удаленных регионах Индонезии. 

Многие тораджи уезжают на заработки на Калимантан или в Западное Папуа на месторождения олова, никеля, марганца, медной руды, бокситов и угля. Именно в этих прибыльных районах существуют большие тораджийские диаспоры за пределами родного края.

Скопив достаточно денег для проведения церемонии тораджи возвращаются домой.

С одной стороны, потратить меньше, и провести церемонию скромнее, чем положено в Торадже было нельзя. С другой стороны, перескочить планку и сделать что-то, что не полагалось по уровню знатности – формально было тоже нельзя. Нужно было соответствовать своему уровню и своей касте.

Например, тораджийские традиции не предусматривали у касты рабов тау-тау, церемонии длительностью более одной ночи и жертвы буйволов в количестве троих голов.

Но за определенную цену, право повысить класс церемонии можно было купить. При разделке буйволов отдавалась знати. Таким образом тораджийская аристократия могла получать вполне материальную выгоду от своего привилегированного положения.

Но есть у высокого положения аристократа и обратные стороны. Иногда знатные тораджийцы, обязанные тратить баснословные деньги на похороны становятся беднее своих менее знатных собратьев.