Невероятно но факт. Наверное, тораджи это единсвтвенные люди на этой земле, которые остаются живы еще несколько лет после смерти. А все дело в том, что когда тораджиец умирает, действительно умершим его признают не сразу.

Этой привилегии удостаиваются не все тораджи, а члены высших каст тораджийской знати. Еще их называют – люди с золотой сердцевиной и люди с железной сердцевиной.

После того как тораджиец издает свой последний вздох, в дом вызывается то мебалун. Это особая профессия в Тана Торадже. Такой человек занимается всем, что связано с телом умершего.

В работе с трупами для то мебалун было мало почетного. И для такой работы в основном отбирали людей из касты рабов. Или тех, кто находился вообще за рамками каких бы то ни было каст.

Мебалун всегда передавал свои навыки и профессию детям. При всей непрестижности работы, мебалун играет одну из центральных ролей на похоронах и щедро вознаграждается мясом буйволов, принесенных в жертву.

У такой профессии свои издержки.

Этого человека в доме люди не особенно рады. Поскольку мебалун так сильно связан со смертью, ему запрещается появляться на церемонииях, связанных с рисом и посещать дома людей за исключением тех случаев, когда там случаются похороны.

Когда тораджиец умирает, его тело обмывают, обмазывают кокосовым маслом и заворачивают в ткань.

В древние времена, когда тораджам не был известен формалин, для сохранения тела использовались травы. Мебалун оборачивал тело в ткань с добавлением волокна яванского хлопкового дерева или сейбы, делая вокруг него гигантский кокон.

Современность дополнила традиционный ритуал вполне прозаическими инъекциями формалина.

Как только мебалун бьет в церемониальный барабан и покойного можно было повернуть головой на юг. С этого момента он считался захворавшим - то макула.

Высокопоставленного покойника признают очень серьезно и неизлечимо больным.

Причем считается, что больна в первую очередь голова этого человека. Это связано с тем, что после смерти как говорят тораджийцы, душа покойного покидает его тело именно через голову.

 

Несмотря на любые средства сохранения тела, специфического запаха в доме не избежать. Но тораджийцы с этим мирятся. Если гость приходит в дом и чувствует запах, домочадцы говорят, что покойный приветствует гостя.

В тот же день после заворачивания усопшего, забивается буйвол.

После этого покойника продолжает оставаться в доме в ожидании похорон.

К нему относятся как к живому, но тяжело больному человеку. Ему приносят еду три раза в день. Если в добром здравии покойный любил курить, его угощают сигаретой.

Если при жизни покойный любил жевать бетель, в период такой по тораджийски характерной болезни, ему обязательно приносят бетель.

Все это время покойник лежит в южной комнате дома. Обычно в этой комнате дома спит глава семьи с женой. Если в традиционном тораджийском доме тонгконане не было свободного места, то тораджи не считали чем-то страшным спать в той же комнате, где лежал труп.

Расположение его тела в спальне – должно было быть таким же как и у живых на восток или запад.

Находящиеся в доме с покойником не должны готовить овощи. Считается, что усопший может приобрести неприятный запах и начать гнить.

Нельзя плевать рядом с покойником. В этом случае волшебные силы сохраняющие его, улетучатся. А нарушитель непременно заболеет.

Когда похороны близятся к началу, покойника помещают в центральную комнату дома и кладут головой в южном направлении. Считается что как раз таков будет его последний маршрут в страну душ, которая находится на юго или на юго-западе.

Цены на гробы в Тана Торадже начинаются от семисот тысяч индонезийских рупий.

Гроб покрывается искусной резьбой. Причем форма его в зависимости от региона варьируется. Некоторые из них делаются в форме лодки. Некоторые в форме буйвола или свиньи.

Но не во всех районах тораджи принято хоронить покойника в резном гробу. Где-то усопший, даже в прошлом очень знатный и влиятельный человек может обойтись футляром из богато украшенной ткани.

Причем, не значит, что в ткань заворачивают тораджийцев победнее. Иногда так может сложиться на похоронах очень знатного покойника.

Покойник признается умершим только в особый назначенный день. Когда все в его доме и в деревне готово к церемонии. Когда все родственники и гости прибыли.

Ближе к вечеру звучат удары в гонг и гроб с телом выносится из дома. И тогда все близкие могут дать волю своим слезам. В эту минуту понимаешь, что рассказы о том, что на позоронах все только веселятся не совсем соответствуют действительности. Тораджийцы такие же люди со своими чувствами и эмоциями как и все другие. И потеря близкого человека не может оставить их равнодушными.

Совершенно искренне плачут все, кто хорошо знал этого человека. Плачут даже мужчины.

Существуют поверья о том, что в Торадже существовали зомби, то есть ходячие мертвецы Mayat berjalan. Современные тораджийцы клянутся, что может быть такое и могло происходить когда-то в древности, но сейчас мертвецы не разгуливают сами по себе.

Дело в том, что умершего должны были похоронить в деревне где он родился, а не по месту его смерти. И церемонию провести около родового дома тонгконана, где он родился и где при рождении была закопана его плацента.

До середины 20 века в Тана Торадже не было хороших дорог. А в некоторые отдаленные горные районы сложно добраться и сейчас. Разрозненные горные деревушки были изолированы друг от друга. И для того, чтобы вернуть тело покойного в его дом, требовалось много сил и времени.

Как утверждают тораджийские легенды,  оживленные мертвецы сами добирались до своих деревень. Войдя в свой дом они снова умирали. Затем родственники очищали тело трупа, переодевали в чистую одежду и хоронили.

Есть церемония, которая иногда воспринимается людьми увидевшими фотографии с нее как церемония воскрешения зомби. Но на самом деле это церемония обращения к предкам.

Каждый несколько лет тораджи, посещая место захоронения своих предков, должны облагородить их останки. Для этого проводится церемония и тело покойного переодевается в другую одежду.

Тораджи очень любят эту церемонию, как и все необычное и мистическое. Если совершить правильные молитвы и бережно обращаться с трупом во время такой церемонии, тораджи не видят в этом чего-то ужасающего.

Они ставят труп вертикально как если бы он ожил и с удовольствием фотографируются с ним. Вот именно фотографии с таких церемоний неискушенные любители экзотики воспринимают как свидетельство наличия в Торадже ходячих мертвецов.