Пережевывая говяжий стейк или котлету мы как правило не видим в этом ничего предосудительного. Мы просто едим те продукты, в которых нуждается наш организм для правильной работы.

Но если спросить среднего человека, хочет ли он увидеть, как умерла та корова, мясо которой пошло на мясо этого стейка или котлеты, то человек в ужасе откажется. Моральные нормы многих стран мира негласно осуждают возможность смотреть  на то, как на умерщвляются животные. Это же касается тех, кто не считает себя вегетарианцем.

Есть мясо не грех. А вот увидеть как на это мясо убивают корову – это грех и жестокость. Собирать плоды какого-то поступка – не предосудительно. А увидеть его воочию – это табу.

Тораджи не считают чем-то страшным увидеть убийство буйвола. Особенно если оно проведено в согласии с древними ритуалами, если забойщик постарался сделать его как можно более кратким и менее болезненным. И особенно если так веками поступали предки и так велит делать традиция.

Согласно древней тораджийской традиции Алук Тодоло, которую тораджи хранят веками, отличия людей от животных тоже были предпределены верой.

Создавая первого человека, верховный бог тораджей Пуанг Матуа вместе с ним создал и семь важнейших элементов, которые будут его окружать ежедневно.

Это были дождь, железо, хлопок, ядовитые деревья, рис, куры и буйволы.

Пуанг Матуа разрешил человеку использовать первые пять для себя. А куры и буйволы предназначались для того, чтобы человек приносил их в жертву богу.

В молитве произносимой перед закланием буйвола есть такие слова: 

Вы наши братья и сестры вышли с нами из кузницы Пуанг Матуа, но мы, люди -единственные, кто назначен делать подношения и почитать Творца, а вы - те, кто предназначен в жертву. Это слова, которые передали нам ваши предки.

Согласно тораджийской вере, животные перед жертвоприношением знают о своей судьбе и плачут в знак согласия.

Между тораджийскими южными и северными районами есть ритуальные различия.

Север Тораджи с неофициальной столицей в Рантепао считается более консервативным районом. Здесь строго соблюдают правила о количестве животных.

Юг со столицей в Макале – официальном центре Тораджи, более свободный.

Тут забивают ровно столько животных, чтобы прокормить гостей. Остальных продают на аукционе или жертвуют церковному приходу.

На севере считается нежелательным приводить на церемонию похорон буйволицу. Она может быть беременна детенышем. И если забить такую буйволицу, то можно обнаружить нерожденного буйволенка.

Это считается дурным знаком, способным навлечь беду. Обнаружившие это взрослые тораджи опасливо перешептываются и грустнеют. Нарушение правил похорон может привести к гневу духов или к тому, что покойный в честь которого проводятся похороны, столкнется с трудностями на том свете.

Одна из частей традиционной веры тораджей Алук Тодоло касается запретов и табу называемых пемали.

Один из пемали – принесение в жертву на похоронах беременной буйволицы. Это снижает цены на буйволиц на рынке. Тораджи старающиеся сэкономить, покупают буйволиц для похоронной церемонии. И нередко в ходе мероприятия случаются как раз события, запрещенные в Торадже.

Малолетние зрители, которые еще не понимают многих вещей, не знают цены жизни и смерти подчас ведут себя с ужасающей детской жестокостью.

Чтобы избежать нарушения традиций и законов Алук Тодоло, члены семьи заинтересованы в том, чтобы привести на похороны самого лучшего и самого красивого буйвола.

В некоторых районах Тораджи принята состязательная система раздела наследства - маталланг. Самую большую долю получает тот, кто больше всего потратился на похороны – закупил больше всего животных, риса, построил больше лантангов и посему больше всего доказал свою любовь к усопшему.

Помимо веры в то, что души буйволов отправятся с покойным в рай, в жертвоприношении есть и прагматический момент.

И в современной Тана Торадже, 87% населения которой являются протестантами или католиками, прагматический момент играет главную роль. Мясо буйволов и мясо свиней раздают всем людям, помогавшим организовать похороны, поскольку помогают они бесплатно.

Мясо забитых буйволов и свиней готовится для того, чтобы накормить всех прибывших гостей. Ни один человек, прибывший на похороны не должен уехать голодным. Каждый прибывший гость получает угощение бесплатно и от чистого сердца.

Если буйволов слишком много, мероприятие проводят в течение нескольких дней. От двух и больше.

Одна из самых торжественных форм похорон в Торадже – Тедонг Лиманг Лесо. В переводе – 120 буйволов. Она длится неограниченное количество времени. На ней приносятся в жертву 120 буйволов и более. Такое мероприятие может растянуться на месяц и даже дольше. Предназначено такое мероприятие только для самой высшей кастовой знати.

На недавних похоронах в Торадже был случай, когда в течени всего траурного фестиваля зарезали 300 буйволов и более 1000 свиней.

На самой простейшей церемонии жертвоприношения, дионданган, которая проводится для людей из касты рабов, в жертву приносится только одна свинья.

В истории Тана Тораджи были тяжелые времена войн. Во время второй мировой войны, когда в регионе хозяйничали японцы люди так нищали, что приходилось разрезать один саронг на четверых, чтобы как-то одеться. Или иногда ждать своего дежурства поносить одежду. Если тораджам было совсем трудно, то допускались послабления и в жертву на похоронах разрешалось принести одно куриное яйцо.

Сейчас многие тораджи отправляются на заработки на добывающие предприятия Калимантана и Западного Папуа. Эта работа по добыче полезных ископаемых приносит неплохие заработки. Поэтому в последние десятилетия размах похоронных торжеств растет.

Перед тем как забить проводится парад и демонстрируется стать животных. Забойщиками могут выступать соседи или родственники. Но часто поручают это ответственное дело тем, кто может назвать себя профессионалом.

Патингоро тедонг — человек, отправляющий буйволов на тот свет.

Забойщик получает за каждого забитого буйвола около 10 долларов. Здесь действительно очень важно умение.

Раненый буйвол в панике может побежать и поранить зрителей. Иногда зрители отделываются легким испугом и забрызганной кровью футболкой.

Самых больших и стойких буйволов режут целой командой. Но даже и в этом случае никто не застрахован, когда уже казалось бы мертвый буйвол проявит признаки жизни.

Насчет забоя скота у тораджийцев есть еще одна примета. Нельзя убивать животных без толку. То есть если нет серьезной причины зарезать курицу, собаку, свинью или буйвола, лучше этого не делать.

Казалось бы откуда тогда берется мясо? Полученное на похоронах мясо тораджийцы везут часто в райцентр на рынок и продают там.

Июнь, июль, август и декабрь – месяцы, когда совершается большинство ритуалов и жертвоприношений. Без мяса не пропадешь. Но не пропадают тораджийцы и в остальные месяцы, разбавляя свой рацион зеленью.

Рубщики мяса – тоже часто артель профессионалов. В среднем один буйвол может быть разделан за час 6-7 специалистами. Со своим окладом и своими инструментами. 30-50 долларов за разделанного буйвола.

На похоронах знати только на разделку буйволов может уйти более тысячи долларов.  Инструментарий у профи богатый. Маленький нож – для горла и кожи. Средний – для резки мяса. И большой для рубки костей.

Раздел мяса с древних времен был процессом, где признавались привилегии высших классов. Для знати было оскорблением приехать по похороны и не получить причтающейся доли. После жертвоприношения вся деревня обеспечена мясом на несколько дней вперед.

Поэтому и по сей день к процессу относятся со всей серьезностью.

У церемонии есть ведущий, который устраивает консультации с наиболее почетными людьми деревни. Переговоры и дебаты могут продолжаться до часа. И вот дележ мяса начинается.

В древности, распределяемое мясо кидали с платформы балакаян. Сейчас такую платформу тоже часто делают. Но поднимать на нее мясо и кидать обратно – процесс крайне непрактичный.

Ведущий объявляет фамилии и имена тех, кому достаются лучшие куски и помощник относит их призерам. Кто-то приходит за своим мясом сам. И процесс распределения мяса строго регламентирован нормами традиции адата.

Знати и родственникам обычно достается самая почетная часть буйвола – голова и рога. Практического смысла, то есть мяса в голове немного. Поэтому при общей договоренности самые почетные могут получить еще и часть ноги.

Второй класс – свободные люди, получает передние ноги буйвола, задние и грудь.

Остальные части буйвола – остаются для низшего класса.

Мясо делят – знатные товарищи сидат в аланге, наблюдают за процессом и могут критиковать. И их мнение может быть принято во внимание.

Распределение мяса в процессе похорон – это ключевой момент в социальной жизни тораджей. А в древние времена, это было занятием политическим.

Пока люди занимаются дележом мяса, на арене то и дело промышляют то куры, то собаки. Такой круговорот животных в природе.

Кожу буйвола тораджийцы сушат на специальных рамах. Либо на окраине деревни, либо во дворе, если он вместителен. Кожа обычного буйвола уходит за 30-50 долларов. Пятнистого – за 100.  Кожа продается на рынке или для изготовления сувениров, одежды.

Современная тораджийская церковь – и протестантская церковь, и католическая не запрещает жертвоприношения животных.

Есть в  Рантепао церковь Pentakosta, она учит не делать жертвоприношения, но популярностью церковь не пользуется.